В 1959 г. на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ) организовано дизельное производство по изготовлению судовых малооборотных дизелей на основе лицензионного соглашения с датской фирмой «Бурмайстер и Вайн». В связи с этим был создан дизельный отдел, который возглавил инженер Е.М. Дроконов, и начато строительство дизельного корпуса площадью 52 тыс. м2. Дизель 7ДКРН 74/160 мощностью 6400 кВт – первый мощный судовой малооборотный дизель, построенный в СССР – успешно прошел испытания уже в 1961 г. Этот год считается началом дизелестроения не только на БМЗ, но и в стране. Осваивать производство мощных судовых малооборотных дизелей было невозможно без высококвалифицированных специалистов в области двигателестроения, поэтому приказом № 45 Министерства высшего образования СССР от 18 января 1957 г. в составе Брянского института транспортного машиностроения (БИТМ) на вечернем факультете при кафедре «Локомотивостроение» была открыта специальность «Двигатели внутреннего сгорания». Первый набор студентов осуществлен в 1957 г. (вечерняя форма обучения без отрыва от производства), большинство поступивших были работниками БМЗ, многие из них впоследствии стали ведущими специалистами в дизельном производстве. Первый выпуск инженеров-механиков по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» состоялся в 1963 г.

Организаторами специальности были опытные научные сотрудники -кандидаты технических наук Л.А. Хак и Н.А. Алешин. Под их руководством начала развиваться лабораторная и учебная база.

Основную материальную и финансовую помощь в строительстве лабораторного корпуса для будущей кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» оказывал БМЗ в лице главного инженера Л.В. Попова. При его непосредственном активном участии построен и оснащен испытательными стендами лабораторный корпус, что позволило организовать проведение не только лабораторных работ для студентов, но и научных исследований. С момента первого набора студентов и по настоящее время осуществляется тесное научно-техническое сотрудничество Брянского машиностроительного завода и университета.

Значительная научная, методическая и практическая помощь в становлении кафедры была оказана отделом рабочих процессов Центрального научно-исследовательского дизельного института (ЦНИДИ), возглавляемым д.т.н. Иванченко Н.Н., и сотрудниками кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» Ленинградского политехнического института: д.т.н. проф. Дьяченко Н.Х., Костиным А.К. и др. Под их руководством были разработаны программы учебного процесса, методические пособия и др.

В связи с интенсивным развитием дизельного производства на БМЗ остро стала ощущаться нехватка квалифицированных специалистов в области двигателестроения. Поэтому в 1966 г. было принято решение о наборе 2 групп студентов на дневное отделение, а в 1967 г. специальность была передана на кафедру «Теплотехника».

Увеличивающееся количество студентов потребовало организации отдельной самостоятельной кафедры «Двигатели внутреннего сгорания», и в 1973 г. по ходатайству областной администрации и решению Министерства высшего образования специальность была реорганизована в кафедру «Двигатели внутреннего сгорания». Первым заведующим кафедрой стал доктор технических наук, профессор, специалист в области теплотехники Владимир Иосифович Евенко. В качестве доцентов кафедры были избраны: главный конструктор дизельного производства БМЗ Дроконов Е.М., заведующий лабораторией ЦНИДИ, к.т.н. Крюков В.В., приглашенные с Коломенского тепловозостроительного завода начальник бюро к.т.н. Васильев Г.Л. и начальник испытательной станции к.т.н. Кузнецов Г.К.

В.И. Евенко - автор свыше 300 научных трудов, 30 изобретений. Его первая статья вышла в 1939 г, а последняя - в 2008 г. Труды

В.И. Евенко заслуженно вошли в российскую научную школу теплоэнергетики и заслужили признание как в нашей стране, так и за рубежом. Многие из этих трудов используются в качестве учебных пособий и сегодня. Большое количество учебников переведены на иностранные языки, а книга «Теория и расчет паровоза» в 50-х  годах прошлого столетия стала бестселлером в Китае. Становление и развитие кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» неразрывно связано с именем В.И. Евенко.

В разные годы выпускники этой же специальности, защитившие кандидатские диссертации, продолжали работать или возвращались, отработав некоторое время на заводах и в научно-исследовательских институтах отрасли, на кафедру: это Ю.И. Фокин, В.В. Рогалев, Ю.А. Пахомов, В.Г. Новиков, Ю.С. Козлов, Г.А. Могилевцев.  Таким образом, на кафедре сформировался высококвалифицированный коллектив, способный поставить на должный уровень не только учебный процесс, но и научно-исследовательскую работу.  Большое внимание коллективом кафедры уделяется учебному процессу и подготовке инженеров как для БМЗ, так и для всей отрасли двигателестроения и газовой промышленности. Выпускники кафедры, получавшие направления на работу в разные города России и бывшие союзные республики, зарекомендовали себя высококвалифицированными специалистами и организаторами производства. Многие выпускники стали руководителями предприятий и организаций: А.Н. Чебриков – генеральный директор ПО «БМЗ», С.М. Шелков – главный инженер ПО «БМЗ», Н.В. Дашунин – начальник Управления по эксплуатации компрессорных станций и подземных хранилищ газа РАО «Газпром», Г.Н. Гмыра – заместитель технического директора ОАО «Коломенский завод», В.С. Власов – начальник дизельного отдела ВНИКТИ г. Коломны, В.А. Липчук – заместитель главного конструктора УТМЗ, Н.Г. Мелещенко – начальник сектора инженерных расчетов АО «Звезда», И.А. Нестеров – глава администрации г. Новозыбкова и  др. За годы существования специальности выпущено свыше 1800 инженеров-механиков, около 30 выпускников защитили кандидатские диссертации.

Значительный вклад в подготовку специалистов по двигателестроению внесли в разные годы заведующие кафедрой В.И. Евенко, Г.К. Кузнецов, Ю.С. Козлов (заведовал кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» с 1986 по 2001 г.), Ю.И. Фокин (автор более 70 патентов и авторских свидетельств на изобретения). В качестве преподавателей кафедры в разные годы работали: Хак Л.А., Козлов Ю.С., Дроконов Е.М., Алешин Н.А., Крюков В.В., Васильев Г.Л, Кузнецов Г.К., Фокин Ю.И., Рогалев В.В., Пахомов Ю.А., Новиков В.Г., Могилевцев Г.А., Обозов А.А., Киселев С.А., Денисенко М.А., Зинуков А.А., Клочков А.В. и др. С момента организации кафедра, наряду с проведением учебного процесса, выполняла научно-исследовательские работы в области двигателестроения совместно с заводами отрасли: Брянским машиностроительным, Коломенским тепловозостроительным, Свердловским турбомоторным, Харьковским им. Малышева, Первомайским дизельным (Украина) и др. Результаты исследований позволили сформулировать рекомендации по совершенствованию и повышению работоспособности и надежности деталей и систем двигателей внутреннего сгорания различных размерностей: конструкции коленчатых валов двигателя ЧН 26/34, крышек цилиндров дизелей ЧН 25/27, ЧН 32/32, системы наддува двигателя ДН 20,7/2·25,4 и др. Для выполнения научно-исследовательских работ по усовершенствованию систем и узлов двигателей силами преподавателей, аспирантов, заводских инженеров и студентов созданы уникальные испытательные стенды и установки. Так, под руководством Л.А. Хака при непосредственном участии БМЗ разработаны и введены в действие: уникальный стенд для исследования работоспособности крейцкопфных подшипников (ответственный исполнитель – Г.А. Могилевцев), стенд для усталостных испытаний коленчатых валов (руководитель – Ю.И. Фокин), установки для исследования прочности и надежности узлов и деталей остова двигателя на тензометрических моделях из органического стекла (руководитель – Г.Л. Васильев), установка для натурных испытаний напряженности галтелей коленчатых валов (руководитель – Ю.А. Пахомов), стенды для исследования теплового и напряженного состояния натурных деталей цилиндропоршневой группы (руководители: Ю.С. Козлов, Ю.А. Пахомов, В.Г. Новиков) и др. Сотрудниками кафедры достигнуты важные научные результаты, по результатам научно-исследовательских работ получено более 200 авторских свидетельств на изобретения и патентов, подготовлен ряд учебных пособий и учебников. Большой вклад в разработку и поддержание работоспособности учебного и исследовательского оборудования внес заведующий лабораторией В.М. Зеленцов. В процессе учебы студенты привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ, что позволяет им приобрести практический опыт и использовать результаты исследований в качестве тем дипломных проектов и при защите магистерских диссертаций.

В соответствии с потребностями страны менялся профиль подготовки молодых специалистов. В июле 2006 г. кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» и «Турбиностроение» объединены в кафедру «Тепловые двигатели». Заведующим кафедрой избран доц., к.т.н. Рогалев В.В., имеющий большой практический опыт и стаж научно-педагогической работы.  Коллектив объединенной кафедры продолжил традиции бывших кафедр в подготовке инженерных и научных кадров, в проведении научно-исследовательских работ. В июле 2017 г. кафедра «Турбиностроение» вновь стала самостоятельной.

В настоящее время кафедра «Тепловые двигатели» осуществляет подготовку бакалавров, магистров и аспирантов по направлению «Энергетическое машиностроение» по профилю «Двигатели внутреннего сгорания». Обучение бакалавров ведется по дневной и заочной формам. Кафедра располагает мощной экспериментальной базой, имеет отдельный лабораторный корпус с установленным в нем уникальным оборудованием, оснащена большим числом современных персональных компьютеров, имеет высококвалифицированный преподавательский состав. Это способствует обеспечению высокого качества подготовки студентов, а также позволяет проводить широкий комплекс научно-исследовательских работ в области энергетического машиностроения. Для успешной реализации научно-исследовательских работ материальная база кафедры непрерывно пополняется современным лабораторным оборудованием, измерительной и вычислительной техникой; активно ведется подготовка высококвалифицированных научных кадров, на кафедре обучаются и работают аспиранты. Только за последние 5 лет в аспирантуре при кафедре «Тепловые двигатели» подготовлено 5 кандидатов технических наук: Бирюков А.В., Голушко А.А., Старокожев М.А., Таричко В.И., Шилин М.А. Большим резервом в этой важной работе является вовлечение в научный процесс студентов старших курсов.

Научные исследования, выполняемые кафедрой «Тепловые двигатели», направлены на улучшение технико-экономических показателей энергетических машин, повышен ие их эффективности, снижение негативного воздействия на окружающую среду. Традиционно БИТМ готовил инженерно-технические кадры для Брянского машиностроительного завода, однако в соответствии с требованиями времени в последние годы многие выпускники кафедры «Тепловые двигатели» БГТУ направляются на работу на газоперекачивающие предприятия Газпрома. В 2014 г. подписан договор о научно-техническом сотрудничестве ООО «Газпром трансгаз Москва» с Брянским государственным техническим университетом. На торжественной церемонии присутствовало руководство ООО «Газпром трансгаз Москва» во главе с генеральным директором Вячеславом Михаленко, выпускником кафедры «Двигатели внутреннего сгорания». Договор предусматривает совместную работу в образовательной и научно-инновационной сферах деятельности, в области подготовки высококвалифицированного персонала, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Главной задачей дружного коллектива кафедры «Тепловые двигатели» является подготовка высококвалифицированных специалистов по энергетическому машиностроению для различных отраслей промышленности и решение актуальных научно-исследовательских проблем по заказам промышленных предприятий страны.

Объявления

Научные семинары

Конкурсы